Один из образованнейших русских морских офицеров XIX века Г.И. Невельской с необычайной настойчивостью решился опровергнуть ошибочное мнение, что Сахалин – полуостров, а река Амур – непригодна для входа в нее судов с моря.
9 июля 1849 года транспорт «Байкал» встал на якорь в южной части Сахалинского залива, и дальнейшие исследования продолжились на шлюпках. 4 августа (22 июля по старому стилю) 1849 г. случилось событие, о котором Невельским сделана такая запись:
«Достигли того места, где этот матерый (материковый) берег сближается с противоположным ему сахалинским. Здесь-то, между скалистыми мысами на материке, названными мною Лазарева и Муравьева, и низменным мысом Погоби на Сахалине, вместо найденного Крузенштерном, Лаперузом и в 1846 году Гавриловым низменного перешейка, мы открыли пролив шириною в 4 мили и с наименьшей глубиной 5 саженей».
Так был открыт Мыс Лазарева, названный в честь флотоводца адмирала Михаила Петровича Лазарева.
В 1856 г. на Мысе Лазарев стояла русская флотилия. П.В. Казакевич на пароходе «Америка» в этом же году пришел к мысу. А.И. Воронин проводил суда Камчатской флотилии от Мыса в устье Амура. В 1854 г. к мысу походили и разгружались фрегаты «Паллада», «Диана» (52-пушечный фрегат из Крондштата). «Диана» перевозила к Мысу из Николаевского поста продовольственные запасы. На Мысе устроили пекарню. Когда команда «Паллады» ушла на зимовку в Николаевский пост, 10 человек оставили при артиллерии на Мысе. В 1855 году на Мысу начали строить батарею на случай морской битвы с англо-французской эскадрой, затем к Мысу подошла Камчатская эскадра.
В 50-е г.г. XIX века на Мысе Лазарева побывал русский писатель И.А. Гончаров, через 36 лет — А.П. Чехов.
Во время интервенции Антанты на Дальнем Востоке, после захвата японскими войсками Николаевска, японские солдаты иногда заглядывали на Лазарев, но всегда уходили. Сплошь покрытый лесом мыс их не прельщал, лишь в единственной избе жили рабочие по найму, обслуживающие контрольно-телеграфную линию, проложенную через пролив от Богородского до Погиби.
До 1923 г. в районе Чортовой бухты и реки Чоме действовали японские рыбобазы.
В 1928 г. на Мысе Лазарева проживали сезонные рабочие (не хватало рабочих рук для рыболовецких артелей), коренные жители (нивхи). В 1931 году создан самостоятельный Нижне-Амурский госрыбтрест, в состав которого входил и рыбный завод Мыс Лазарева. К началу 50-х г.г. в районе между рекой Чоме и Лазаревым действовала рыбная база на Чортовой бухте, рыбный завод и 7 рыболовецких колхозов. Но постепенно рыбный промысел шел на убыль, и эти хозяйства закрылись.
В 1940 г. Лазарев стал участником уникальной для своего времени стройки: строительства нефтепровода Оха – Комсомольск-на-Амуре. Строительство первой очереди, почти триста километров длиною, было завершено в октябре 1942 года в амурском поселке Софийское.
На пути первой очереди нефтепровода строились узлы перекачки: в Лазареве – станция. Сегодня поселок Нефтепровода Лазарева является живым памятником стройки 40-х г.г. В социалистических соревнованиях работники Лазаревского участка нефтепровода часто занимали призовые места. В 1962 г. коллективу дизель-насосной станции присвоено звание коллектива коммунистического труда.
В 1951 году началась еще одна стройка: начали строить железнодорожный тоннель под проливом Невельского. Во время стройки поселок разросся. Численность его достигла 30 тыс. жителей. Действовала насосная, 2 котельные, развернулось строительство причалов, было 2 средней школы, пионерский лагерь.
Но стройка оказалась экономически нецелесообразной, и в 1953 г. ее приостановили. В пустующих домах организовали больницу-стационар, амбулаторию, построили Дом культуры молодежи (его в последствии разобрали и перенесли в г. Николаевск-на-Амуре на ул. Советскую), комбинат бытового обслуживания, столовую, школу.
В 1953 году был создан первый на Нижнем Амуре леспромхоз. А в 1954 году начал работать Лазаревский морской торговый порт. Ежедневно в порт Лазарева вывозилось по тысяче кубометров древесины. Древесина направлялась в Японию, Филиппины, Австралию и другие зарубежные страны. Для работников леспромхоза в поселке в 1978-79 г.г. появился новый микрорайон (поселок Леспромхоза), построили новую улицу – Лесная, детский сад
Много новых начинаний принадлежит портовикам Лазарева, в т.ч. в 1969 г. старший инженер порта А. Стесенко был награжден медалью и денежной премией ВДНХ за создание торцевального станка принципиально новой конструкции. Работа была признана изобретением и запатентована.
В 1956 г. была открыта поселковая библиотека, в 60-е г.г. был построен аэродром, в 1964 г. организована передвижная механизированная колонна, в 1970 г. – Лазаревский лесхоз. В 70-х г.г. построен Дом культуры моряков (тренер по боксу Дома культуры Старовойтов Г.Я. воспитал много известных боксеров – Чурилова Константина, Бояркина Максима и др., которые в последствии представляют Хабаровский край на различных чемпионатах), здания поселкового совета, детский сад морского порта, трех- и пятиэтажные дома, больничный комплекс, телеретранслятор. В 1973 г. построена школа, которая до сих пор функционирует.
В нашем поселке есть улица Невельского, недалеко от Лазарева – бухта Невельского, шапка Невельского.
В 1979-80 г.г. группа Центрнаучфильма сняла документальную картину о подвиге «Колумбов российских» середины 19 века. Московские кинодокументалисты прошли маршрутами транспорта «Байкал»: провели съемки у мыса Куегда, у докеров порта Лазарев, железнодорожников Ванино, на Сахалине и Камчатке.
Администрация рабочего поселка Лазарев начала осуществлять свою деятельность с 14 января 1992 года с момента назначения главы рабочего поселка на основании постановления главы администрации Николаевского района от 14.01.1992 № 15 и в соответствии с Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Местным органом власти в этот период являлся Совет народных депутатов. В поселковом Совете функции председателя Совета возлагались на главу местной администрации.
Поселковый Совет народных депутатов прекратил свою деятельность в январе 1994 года в соответствии с постановлением главы администрации Хабаровского края, на основании Конституции Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации», № 2005 «О мерах по обеспечению сохранности имущества Советов народных депутатов». Но уже в 1993 году деятельность Совета была неактивной.
В марте 1994 года были проведены выборы депутатов в органы местного самоуправления. Был избран Совет депутатов р.п. Лазарев.
В декабре 1997 года во время выборов депутатов представительных органов местного самоуправления муниципального образования р.п. Лазарев были избраны Совет депутатов р.п. Лазарев и глава МО р.п. Лазарев.
Первый Устав муниципального образования р.п. Лазарев был принят в 2000 году.
28 июня 2006 года в 80-ти километрах от поселка Лазарев, возле реки Тыми, были обнаружены фрагменты самолета. Их обнаружили работники лесной бригады ООО «Лазарево». Фрагменты самолета были разбросаны в радиусе пяти метров. Возле самолета покоились уже скелетированные останки людей. Побывавшая на месте происшествия следственно-оперативная группа под руководством начальника территориального пункта милиции Т.В. Васелькова (в состав группы входил и глава поселения В.В. Сергеев) собрала немало вещественных доказательств, представляющих ценность не только для юристов, но и историков. На месте падения самолета были найдены пуговицы с авиационной эмблемой, которые принадлежали, видимо, летчику, грамота, на которой, к сожалению, читается только заглавный текст – «Объединенной государственное политическое управление СССР», монеты достоинством 20 и 5 копеек образца 1929 и 1931 годов, фрагменты одежды погибших. А вот на пилотажных приборах крылатой машины обнаружена более свежая дата – 6 ноября 1933 года. Некоторые приборы, судя по надписи «Milano…», были сделаны в Италии. Неплохо сохранились восемь топливных баков из дюралюминия.
Главой администрации городского поселения В.В. Сергеевым была проделана огромная по объему работа, прежде чем выяснилась история этого самолета.
26 июня 1935 г. в 10 часов 40 минут утра из Александровска-на-Сахалине в г. Хабаровск вылетел пассажирский гидросамолет с бортовым номером Л-840 (типа «Савойя-55») под управлением летчика Александра Святогорова. Погода в Александровске благоприятствовала. В течение 1 часа 57 минут Л-840 держал связь с землей, принимал метеосводки. Последнюю сводку Святогорову передал Нижне-Тамбовск, после чего связь с самолетом была прервана.
По сведениям аэропортов, в день вылета Л-840, несмотря на хорошую погоду в Александровске, возле с. Де-Кастри был сильный шторм. По предположениям Граждвоздухфлота, Святогоров мог сделать вынужденную посадку в Татарском проливе.
На самолете находились восемь пассажиров, бортмеханик Стыченко и радист Ефремов. В 11 ч. 51 мин. по запросу Нижне-Тамбовской рации от Святогорова был получен ответ: «Принял. Все ясно. Местонахождение неизвестно, туман. Следите за нами.». В 11 ч. 58 мин. Ефремов передал следующее: «Сообщите авиасводку о погоде». Нижне-Тамбовск передал требуемую сводку, но подтверждения о ее приеме от самолета не последовало. Запросили все прилегающие населенные пункты, с катера «Москальво» заметили Святогорова, пролетавшего подле мыса Невельского низко над водой. Больше сведений о самолете не поступало.
В 1985 году была предпринята попытка обнаружить следы самолета. В тайге нашли обломки самолета, но останков людей не было. Возможно, это был другой самолет и в несколько ином месте, иначе как объяснить находку в 2006 году? На борту было 11 человек. Их останки и обнаружены следственно-оперативной группой. Материалов, собранных на месте происшествия, достаточно для создания небольшого музея, а также решения вопроса о захоронении погибших 70 лет назад людей.
ОПИСАНИЕ ГРАНИЦ ПОСЕЛЕНИЯ
Городское поселение «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края – административный центр п. Лазарев, расположено на мысе Лазарева на берегу пролива Невельского, площадь городского поселения составляет около 8,7 кв.км.
Граница начинается в точке с географической координатой 52013’14” северной широты и 141023’18” восточной долготы на правом берегу Амурского лимана в бухте Чортова в 7 км к западу от западной окраины р.п. Лазарев, идет в восточном направлении по берегу бухты, огибает мыс Обрубистый (Чортов Мысок) и далее следует по берегу бухты Грязная, огибает с запада, севера и востока, исключая искусственную косу на острове Огиби, но, включая другие выступающие сооружения, выходит на западный берег пролива Невельского и идет по нему на юго-восток, огибает мыс Средний и выходит в точку с географической координатой 52011’49” северной широты и 141031’48” восточной долготы. От этой точки граница идет в общем западном направлении по вершинам через отметки 76,1 на лесной дороге, 172,6; 129,4; 130,8 у поворотной опоры ЛЭП, 116,0 на лесной дороге у коридора трасс двух нефтепроводов с о. Сахалин в г. Комсомольск-на-Амуре в точке с географической координатой 52012’10” северной широты и 141029’42” восточной долготы.
От этой точки граница следует в северо-западном направлении по кромкам каменных карьеров и лесу 1,5 км. До точки с географической координатой 52012’36” северной широты и 141028’40” восточной долготы на южной бровке глубокого карьера, по западной бровке которого выходит к улучшенной грунтовой дороге на пос. Де-Кастри, и вдоль ее южной стороны через отметки 41,2; 35,6; 35,9; 23,4 выходит на южную кромку садово-огородных товариществ, огибает их с юга и запад, поворачивает на северо-запад и через 0,3 км. Выходит на безымянный ручей, вытекающий из оз. Чортово в одноименную бухту, затем на запад вверх по этому ручью и далее по воздушной линии связи в западном направлении выходит на безымянный ручей, по которому поворачивает на север и через 0,1 км. Выходит к исходной точке.
Мыс Лазарева расположен в северной части пролива Невельского. Отсюда кратчайшее расстояние до о. Сахалин. С Мыса Лазарева виден остров Сахалин и с. Погиби, расположенное в Охинском районе Сахалинской области. Рельеф окружающей местности гористый.
Поселок Лазарев отдален от районного центра – города Николаевска-на-Амуре – на 180 км. Поселок оторван от магистральной сети путей сообщения, он не имеет подъездных коммуникаций (кроме лесовозных и нефтепроводных автодорог). До ближайшей железнодорожной станции – г. Комсомольск-на-Амуре – 729 км. Транспортные связи ограничены. С г. Николаевск-на-Амуре поддерживается авиасообщение преимущественно санитарными вертолетами (при благоприятных погодных условиях), а в летнее время – морскими катерами, автотранспортом.
КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Навигационные трудности эксплуатации порта обусловлены длительностью замерзания пролива, сильными ветрами и малыми глубинами.
Сравнительно открытая бухта имеет малые глубины. Колебания уровня воды определяются приливными явлениями, стоком р. Амур и зависят от действия сгонно-нагонных северных и северо-восточных ветров. Приливно-отливные течения полусуточные, амплитуда приливов от 1,1 до 2 м.
Продолжительность навигации в среднем 173 дня. С ноября по май плавание судов прекращается. Максимальная толщина ледяного покрова составляет 120 см.
Поселок Лазарев находится в зоне действия муссонов. Зимой преобладают северо-западные и северные ветры.
Ветры в летний период преимущественно южных направлений, повторяемость их составляет 30-50 %, среднемесячная скорость 6-7 м/сек. Среднегодовая скорость ветра 10 м/сек. Наибольшая скорость ветра в зимний и весенний периоды составляют до 40-45 м/сек. Вследствие этого климат приобретает в зимний период черты континентального, а в летний приближается к умеренному морскому.
Климатической особенностью района являются ярко выраженное распространение микроклимата и изменчивость погоды в течение суток.
Среднегодовое количество туманных дней колеблется от 45 до 53, повторяемость их особенно высока весной. Относительная влажность в среднем за год составляет 81 %. Среднее количество дней с осадками – 192.
Среднегодовая температура – минус 1,2 0 С. Максимальная отрицательная температура – минус 37 0 С, максимальная положительная – плюс 26 0 С. Только три месяца не имеют отрицательных температур: июнь, июль, август. Продолжительность безморозного периода в среднем 105 дней.
Поселки леспромхоза и нефтепровода находятся в пределах охранной и взрывоопасной зон трасс существующего нефтепровода и газопровода.
Кроме того, неблагоприятная инсоляция и скопление соленых туманов отрицательно сказываются на здоровье жителей, росте зеленых насаждений и состоянии зданий и сооружений.
Климатические условия поселка Лазарев резко отличается от погодных условий районного центра г. Николаевска-на-Амуре и практически совпадают с особенностями климата острова Сахалин, который удален от поселка на расстояние семи километров.